ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, ДОРОГОЙ ПОСЕТИТЕЛЬ! НАДЕЮСЬ,ЭТИ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ ТЕБЕ В УЧЕБЕ ИЛИ ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. УДАЧИ!

вторник, 30 июля 2013 г.

ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД в ИСТОРИИ ЭСТОНИИ

1. УЧЕБНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ


2. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
Работа по вариантам:
  1. Культурно-исторические периоды истории
  2. Виды деятельности первобытного человека
  3. Этапы эволюции человека
  4. Виды человеческих коллективов. 












3. РАБОЧИЙ ЛИСТ



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Ознакомься с дополнительным материалом на учебном блоге и ответь на вопросы. Ответы оформи в портфолио!
  1. Что и когда обнаружено в центре Таллинна? 
  2. К какому периоду относятся находки?
  3.  Что находится в излучине реки Пирита на востоке Таллинна? 
  4. Каков его возраст?
  5.  Почему это поселение археологи называют linnapära? 
  6. Чем занимались жители Иру?
  7.  Как связаны Иру и Ревель? 

Настоящая история – длинная, содержательная, захватывающая – обязательно начинается с пролога.

Для истории Таллинна таким «прологом» является городище Иру: первый очаг протогородского уклада жизни на территории нынешней столицы.

Давным-давно угасший – но и по сей день способный пролить свет на события минувшего.

Точка отсчета

«А потом, считаясь с традицией,
Городище осмотришь в Иру.
С гневом вспомнишь немецких рыцарей,
Тех, что грабили Харью и Виру.....»
Так наставлял более полувека тому назад направляющегося в Пирита читателя Пауль Руммо.

Поэт, лихо зарифмовавший описание маршрута для «экскурсии выходного дня», ошибался. Прежде всему потому, что огнем и мечом земли двух нынешних уездов Эстонии обращали в католическую веру не немецкие, а датские воины.

Но главное – к трагической судьбе городища Иру их карательные экспедиции отношения не имеют: поселение над излучиной реки Пирита было покинуто обитателями века за полтора до начала Северных крестовых походов.

Точнее – в промежутке между 1030 и 1050 годами: относительно даты окончательного угасания городища Иру среди историков и археологов существует консенсус. В вопросе же его возникновения подобное единомыслие отсутствует.

Дат предлагается несколько – в зависимости от точки отсчета.

Зерно истины

После того, как летом 2008 года следы древнего поселения были обнаружены прямо под асфальтом площади Вабадузе, разговоры о том, что на месте современного Таллинна люди проживают чуть ли не четыре с лишним тысячи лет, вспыхнули с новой силой.

Четыре – не четыре, но к эпохе неолита остатки стоянки доисторических охотников и рыболовов, по всей вероятности, относятся. Правда, называть их далекими «предками» современных таллиннцев все равно не приходится – даже в символическом смысле. Потому, что были они не «местными жителями», а кочевниками – сегодня здесь, завтра там.

Позднейшее же городище Иру – принципиально иной разговор. Находки археологов, со второй половины тридцатых годов прошлого века работающих на холме над рекой Пирита и у его основания, относятся к тому же неолиту. То есть – к эпохе, когда люди пользовались каменными орудиями труда.

По своему «возрасту» древнейшие находки Иру несколько «моложе» артефактов, обнаруженных при реконструкции площади Вабадузе. Но характер в данном случае важнее датировки: на одном из обнаруженных у подножья позднейшего городища черепков обнаружен отпечаток зерна.

О чем он может рассказать нам? Прежде всего, о том, что древние обитатели Иру были знакомы с земледелием. Стало быть – вели не кочевой, а оседлый образ жизни. И хотя образ их жизни еще не имел ничего общего с городским, на роль далеких пращуров последующих горожан они могут претендовать – хотя бы по признаку оседлости.

Дерево и камень

Оседлость, впрочем, понятие относительное. Археологи точно знают, что первое поселение на холме Иру возникло три с половиной тысячи лет тому назад как минимум. Но как долго оно просуществовало и существовало ли с тех пор непрерывно – вопрос открытый.

Большинство исследователей все же сходятся во мнении, что поселок древних земледельцев рано или поздно был разграблен жадными до чужого добра соседями. Поздний каменный век сменился медным, прежде чем между VII-V веками до нашей эры на холме Иру вновь закипела жизнь.

Поселение времен энеолита от своего предшественника отличается, прежде всего, наличием укреплений. Жизнь на территории нынешней Эстонии становилась все более беспокойной и обзавестись надежным деревянным частоколом точно не помешало: возведен он был изначально в северной части холма.

Защитой сооруженный "тын" оказался, по всей видимости, ненадежной: его уцелевшее в земле основание сохранило следы пожара. Учитывая предыдущую ошибку, обитатели городища возвели новый частокол вокруг южной стороны холма. После того, как во время очередной осады был сожжен и он – вновь перенесли укрепление севернее…

Так продолжалось, вероятно, до начала VIII века нашей эры, когда городище, ставшее центром двух соседних земель - Рявала и Окриэле, не обзавелось каменным валом.

Почти город

Массивная ограда, сложенная из окрестного плитняка методом сухой кладки – строительного раствора местные племена до прихода датчан и немцев не знали – выглядела, вероятно, внушительно.

Не менее внушительными были и размеры городища – четыре тысячи квадратных метров: это всего на гектар меньше площади будущего Верхнего города Ревеля, до времени основания которого оставалось добрых четыре столетия. Столь масштабных фортификационных сооружений в Северной Эстонии прежде не возводили.

VIII-X века нашей эры – время расцвета городища Иру. Пожалуй, правильнее его называть в этот период не городищем, а «протогородом»: так, вероятно, будет звучать перевод применяемого к нему эстонскими археологами термина «linnapära» на русский язык.

Применяется заслуженно: население Иру в этот период – уже далеко не только земледельцы позднего неолита. Здесь живут ремесленники – причем не просто деревенские умельцы, а профессиональная элита своего времени – литейщики.

Здесь живут купцы – на территории были найдены античные и восточные монеты. Здесь живут воины – наконечники копий и стрел тому подтверждение. Здесь, вероятно, живут и мореходы: до речного устья от городища не более четырех километров и легкие суда викингов без труда преодолевают это расстояние.

Правда, городище не обладает пока еще двумя основными признаками позднейших городов: оно не является ни административным, ни религиозным центром. Но все, как говорится, еще впереди…

Загадка исчезновения

«Впереди», увы, не наступило: никто не знает почему точно, но в середине XI столетия жители оставили городище Иру. И оно не возродилось в былом виде уже никогда.

Причин тому называют несколько. Первая – общее поднятие земной поверхности на территории нынешнего Таллинна над уровнем моря. Вторая – изменение конструкции купеческих судов: осадка у них была глубже, чем у боевых кораблей викингов, и река Пирита оказалась для них слишком мелководна.

Есть и третья причина: по данным русских летописей, в 1030 году киевский князь Ярослав Мудрый совершил поход до берегов Балтики. Именно в ходе этого военного рейда на месте городища древних эстов Тарбату была поставлена крепость Юрьев. Может, воины Ярослава нанесли непоправимый удар и городищу Иру?

В любом случае, оставлению городища наверняка предшествовали какие-то из ряда вон выходящие события, навсегда отбившие у обитателей окрестных земель даже желание вернуться на прежде обжитое место, как это случилось с тем же Тарбату-Юрьевым, последующим Дерптом, через несколько лет после похода Ярослава.

Холм же над рекой Пирита опустел навсегда – при том, что деревня в его окрестностях сохранилась. И даже торжище неподалеку от речной гавани, по некоторым сведениям, просуществовало чуть ли не до самого XII века.

Олений след

В письменных источниках деревня неподалеку от покинутого городища впервые упоминается под именем Hirwae: именно в таком виде незнакомый ему эстонский топоним был зафиксирован писцом на страницах Датской поземельной книги в 1241 году.

Латинский дифтонг «ае» читается как «э». Позволяя расслышать в древнем названии деревни (и, вполне вероятно, также и нынешнего городища Иру) современное эстонское слово «hirve»: прилагательное от слова «олень», «лань» или «косуля». От него более чем соблазнительно протянуть параллель до немецкого существительного «reh», означающего то же самое животное. Ведь именно как «Reh fall», то есть – «косуля упала» – предлагало понимать название «Reval» преданье, бытовавшее среди горожан-остзейцев.

В этой версии есть, конечно, свои слабые стороны. Ведь, если предполагаемое переселение считавших своим тотемным животным косулю или оленя жителей городища Иру на территорию позднейшего Вышгорода произошло в середине XI столетия, то легенда об упавшей косуле впервые фиксируется лишь в конце XVIII века.

С другой стороны, еще за сто лет до того, как легенда была опубликована, в собрании столового серебра братства Черноголовых уже были церемониальные кубки, выполненные в виде стилизованной козьей ноги. Неизвестные не только рижским, но и даже ближайшим, дерптским черноголовым.

Кто знает, может и вправду погибшее Ируское городище оставило таким образом своеобразный след в позднейшем ревельском фольклоре?

Танки на городище

Забвение городища Иру продолжалось свыше тысячелетия: Ревель, а впоследствии и Таллинн, казалось, даже не догадывался о его существовании вплоть до середины тридцатых годов ХХ века.

Возвращение памяти произошло стремительно: вслед за началом авторитарного правления Константина Пятса поиски «донемецкого» прошлого столицы Эстонской Республики начались с особым рвением – археологи начали раскопки на холме над излучиной Пирита уже в 1936 году.

Вслед за учеными подтянулись… военные: 28 августа 1937 года в городище был возобновлен символический гарнизон. Составили его члены Кайтселийта из соседнего поселка Нехату. Сам отряд по этому поводу был переименован в Ируский, а его командир Хиндрек Кивикангур посвящен в «военачальники городища». В торжественной обстановке ему были вручены меч и щит – точная копия оружия древних эстов.

Впрочем, во второй половине тридцатых годов, похоже, никто не сомневался, что с холодным оружием много не навоюешь. И потому, для придания церемонии дополнительной важности, на территорию городища Иру были доставлены артиллерийские пушки и даже – несколько танкеток.

* * *

Хотя военно-патриотические мероприятия в городище Иру в конце тридцатых годов и собирались сделать традицией, дальше учреждения гарнизона дело не пошло.

Да оно, наверное, и к лучшему: прошлое, все-таки, должно принадлежать не военным, а историкам. И хотя за последние семьдесят лет они исследовали не более одной пятой территории городища, нет сомнения: «пролог» к таллиннской истории еще сумеет рассказать нам немало интересного.


File:Iru linnamägi 1930 aastail_119.jpgГородище Иру в 1930-х годах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.