ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, ДОРОГОЙ ПОСЕТИТЕЛЬ! НАДЕЮСЬ,ЭТИ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ ТЕБЕ В УЧЕБЕ ИЛИ ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. УДАЧИ!

среда, 25 декабря 2013 г.

ДВОРЦЫ И ГОРОДА КРИТА

РАБОТА С ФИЛЬМОМ.
ЗАДАНИЕ:

  1. Составить кластер из ключевых слов.
  2. Сходство с какой цивилизацией вы заметили при просмотре фильма. Обоснуйте свой ответ.



РАБОЧИЙ ЛИСТ


ДОПОЛНИТЕЛЬНО 

knossos-maket-heraklion-dvorec
Кносский дворец на острове Крите – самое большое архитектурное сооружение минойского периода — 2700 до 1420 года до н.э.  По своему архитектурному строению Кносский Дворец царя Миноса представляет собой настоящий Лабиринт, напоминающий нам множество древних легенд, рассказывающих о том, что в многочисленных лабиринтах дворца жил Минотавр, убитый героем Тесеем, который смог выйти из лабиринта с помощью нити Ариадны.
Кносский дворец была не просто резиденцией царя Миноса и высших сановников государства, но и административным и экономическим центром, вокруг которого раскинулся древний город Кносс.maket-dvorca-knossos
По легенде дворец в Кноссе построил Дедал, отец легендарного Икара в 2000 году до н.э.,  Кносс по-гречески — Κνωσσός, по-латински — Cnossus, исконное название города на минойском языке — KA-NU-TI. Несколько веков — 2000—1700 г. до н. э. — Кносский дворец оставался экономическим и административным центром острова, но был разрушен сильнейшим землетрясением в 1700 году до н.э.
knossos-crete-greece-knossos
Согласно исследованиям, Кносский дворец на Крите был восстановлен 1700—1450 гг. до н. э. — во время высочайшего расцвета Минойской цивилизации. Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением своего времени, ярчайшим свидетельством архитектурного мастерства и развитых инженерных технологий минойцев, которых Гомер называл «Eteocretans» («истинными критянами»), потомками царя Миноса.knossos-knoss
Восстановленный Кносский дворец пережил свой второй период расцвета, он просуществовал ещё 250 лет, но вновь был разрушен землетрясением, вызванным извержением вулкана на острове Санторини. Сильнейшие приливные волны нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей Минойской цивилизации, прекратившей своё существование. Многие жители Крита переселились в Микены, Кносский дворец не восстанавливался, но сам город Кносс отстроился заново.
knossos-minoan-frescos
Многие учёные, изучая запутанный план дворцового комплекса, уверены, что сам дворец и является сложнейшим легендарным лабиринтом. Дворцовый комплекс правильнее называть древним городом, а не просто дворцом, на площади 16 000 кв. метров расположилось более 1300 различных помещений.
knossos-1900-a-c
Сегодняшним своим видом Кносский дворец во многом обязан английскому археологу Артуру Эвансу, начавшему в 1900 году раскопки курганов на Крите и масштабные раскопки Кносского Дворца и его окрестностей. Увлечённый своим открытием, Эванс не только руководил всеми археологическими работами, но и взял на себя смелость «воссоздать» некоторые части дворцового комплекса, за что его впоследствии многие критиковали.knossos-throne-room
Видимо, оттого, что Кносский дворец был разрушен, а затем через сотни лет его восстанавливали совершенно другие строители, возникает ощущение невероятного хаоса всего комплекса.
Планировка всего сооружения порой кажется абсолютно нелогичной и невероятно запутанной – помещения, находящиеся на разных уровнях, соединены петляющими коридорами, лестницами, расположенными в самых неожиданных местах, имеется множество потайных комнат, залов, тупиковых проходов.maket-knosskij-dvorecВ постройке дворца очень мало симметричных деталей, некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом, многие фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, но технология строительства находилась на высочайшем уровне.knossos-inside-palace

Некоторые архитектурные элементы очень эффектны и привлекают внимание современных архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, имеющие необычную форму и сужение снизу, колонны выкрашены в красный цвет охры и чёрный цвет окантовки сверху и снизу. knosskolonny-s
Не менее интересны большие каменные лестницы, выполненные из цельных выпиленных блоков. keram-pervyj-unitaz-v-istorii-car-minos-krit-2800-let-nazad
В Кносском дворце археологи обнаружили такие гидротехнические сооружения 20 — 21 веков до н.э., как водопроводы в толще стен дворца, сточные системы канализации, проходящие под полом дворца, а также на лестницах имеются специальные сточные каналы для воды, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система для банные помещения, туалетов, выходящая далеко за пределы дворцового комплекса.
Предполагается, что жизнь в Кносском дворце была довольно бурной и разнообразной – археологоги обнаружили залы для торжественных приёмов, личные покои царской семьи и придворных, ремесленные мастерские, помещение театра, способное вместить около 500 зрителей, арена для боя быков.
knoss-dv-kolonny-restavrac
Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.в стенах дворца была сделана вентиляция.
freska-knossos-tron-iraklio_
Кносский Дворец это сложная система храмов, залов, театра, различных комнат, коридоров, проходов и складов, находящихся на разных уровнях и соединяющихся бесчисленными лестницами и переходами, в которых можно заблудиться, как в лабиринте.knoss-restavr-tronnyj-zal
Артур Эванс был изумлён красотой фресок Кносского дворца, и отметил удивительное сходство между фресками дворца минойского Крита и египетским изобразительным искусством. Дальнейшие исследования доказывают самобытность Минойской культуры, самостоятельно сформировавшейся на Крите. Минойцы пользовались сверхточным календарём, превосходившим египетский, минойцы были лучшими мореходами своего времени.
ris-nestor-palace-megaron
Минойская цивилизация была первой до греческой письменной цивилизацией Крита и материковой Греции и первой развитой цивилизацией в Европе.
freska-zhenshhiny
Английский археолог Артур Эванс был изумлён красотой фресок Кносского дворца, и заметил удивительное сходство египетского изобразительного искусства с фресками дворца царя Миноса на Крите. Дальнейшие исследования доказали самобытность Минойской культуры, самостоятельно сформировавшейся на Крите.
d-dauphins_de_knossos
Стены Кносского дворца украшены фресками, сохранившимися весьма неплохо, – на них можно увидеть обычных молодых и красивых людей, причудливые растения, мифических животных, дельфинов,  нередко встречается изображение быка – то мирно пасущегося, то разъяренного.
knossos-byk
Учёные до сих пор не пришли к единому мнению – был ли Кносский дворец резиденцией царя Миноса, правителей Крита или религиозным сооружением.
zhen-akrotiri_xeste3_detail3
Сегодня археологи все больше склоняются к версии о том, что огромный Дворец в Кноссе были ни чем иным, как колумбарием — священным захоронением умерших людей.
freska-muzhchiny
Несмотря на пасторальную направленность критского искусства, фресок, изображающих красной охрой критских юношей с цветами в волосах, белой краской девушек и женщин в изящных шёлковых одеждах, на фресках Дворца в Кноссе не было найдено ни одного смеющегося лица, нет улыбающихся людей.
freska-dolmatincy-zhertvopr
На всех фресках лица людей подчеркнуто печальны, их позы строги и величавы, их одежды просты, они исполняют определённый ритуал, изображены целые процессии людей, приносящих дары и жертвы богам Крита.
freski-zhen-sv-dary
Даже легендарные изысканные женщины с открытой грудью, одетые в переднички с вышитыми на них горными цветками, представляют служительниц культа Змеи (илиfreski-zhen-zhrica-processiya Змея), властительницы подземного царства.
Служительницы культа Великой Матери Земли, по всей видимости, не были придворными артистками, а служили плакальщицами во время панихиды.
По обычаю, в знак траура они обнажали грудь и распускали волосы. Тот же траурный обычай существовал и в Древнем Египте.
api-bogi
Особенно интересно выполнены фрески в тронном зале Кносского дворца, в котором установлен каменный трон царя Миноса. По обе стороны от трона — каменные скамьи для придворных аристократов и советников царя.
freska-knossos-tron-iraklio_
Стена за каменным троном расписана в красных и жёлтых тонах. Царский трон охраняют царские грифоны, именно они считались покровителями царских скифов, грифоны всегда выходят победителями во всех сражениях.freska-minoan_priest_king_feathered_prince_of_lilies_fresco_art
На фреске, среди цветущих лилий, изображён юноша в набедренной повязке и в ритуальной короне исполняющий определённый ритуал.
3
Известно, что во время похорон эртуски устраивали спортивные соревнования, видимо этот ритуал бы воспринят ими от «этеокритян» — «древних критян», которые тоже проводили спортивные состязания среди юношей.
freska-kozy-boks
На этой фреске изображены юноши в кулачном бою.На Крите был принят обычай ритуальных прыжков через быка, в котором состязались и юноши, они нарисованы красной охрой, и молодые девушки, изображены белой краской. Такую традицию цветного изображения мужских и женских тел впоследствии воспримут и греческие художники вазописцы.
freska-tavrotapsiya-1
Кносский дворец в изобилии украшен фресками на которых запечатлена окружающая природа, причудливые растения и богатый животный мир.
freska-kozy-tigry
Грациозно скачущие козлы и притаившиеся в кустах молодые львы.
freska-kuropatki
Куропатки и ласточки изображены на фресках в естественных и динамичных движениях, это роднит их опять же со скифским звериным стилем, распространённом на огромных территориях от Северного Причерноморья и до Ассирии и Месопотамии.freska-lastochki

freska-obezyana
knoss-dv-kolonny-restavrac
С момента открытия в Кносского дворца на Крите сэром Артуром Эвансом в начале прошлого века, интерес к культурным памятникам цивилизации Крита не ослабевает. Вещи, найденные археологами в лабиринтах дворца в Кноссе, подтверждают легенды о богатстве царя Миноса, самого могущественного государя Эгейского моря.
api-bogi
Среди уцелевших артефактов найдены обломки великолепной мебели — столы, с затейливо вырезанными ножками, резные ларцы, металлические светильники, золотые, серебряные и фаянсовые вазы, статуи и небольшие статуэтки богов и богинь.api-minoss-na-golove-sova
Характерной чертой минойского Крита было отсутствие храмов – это обстоятельство, отличало минойскую религию от египетской и месопотамской.api-boginya-pchela Минойцы поклонялись своим богам на открытых площадках, у ручьев, в маленьких часовнях на вершинах гор, в священных пещерах, в «утробе Земли-Матери», приносили жертвы на алтари в домашних святилищах.
Высказанная Артуром Эвансом «монотеистическая концепция» минойской религии в настоящее время разделяется и поддерживается многими достаточно авторитетными исследователями. Оставаясь на этой позиции, можно достаточно убедительно объяснить бросающееся в глаза единообразие иконографии женского божества в минойском искусстве и неизменное повторение одного и того же набора культовой утвари в минойских святилищах разного типа, например, в дворцовых «капеллах» и в домашних алтарях.
Именно, женщины на Крите были служительницами культа Земли, этот обычай остался со времён матриархата.
Во дворце в Кноссе найдено множество статуэток, изображающих Прамахос — Великую Мать богов, повелительницу змей, её всегда изображали с поднятыми вверх руками. Змеи считаются символом подземного царства, а богиня мать-земля повелительницей змей.
На небольшой статуэтке богини Матери из домашнего алтаря, можно увидеть змей нарисованных красной охрой в виде извилистых линий по всей статуэтке.
1-minojskaya-kultura
На вазе найденной в Кносском дворце царя Миноса, изображена Великая богиня-Мать с традиционно поднятыми руками, держащая птиц небесных. 1-velikaya-mat-rozhdestvo-bozhestva-s-rogami-na-golove-7-zhyon-mirranosicУ ног Великой Матери с двух сторон изображены два рычащих льва, под правой рукой богини голова жертвенного быка, спереди изображена рыба. Подобное изображение рыбы считалось символом Великой Матери в Хараппе (Северная Индии). Свастические символы также пришли на Крит вместе с индоевропейским народом через Малую Азию.
Великая Мать рядом с царственными львами, она покровительница всего живого на земле и на небе, ей принадлежит всё — Небесное царство с птицами, Плодоношение земли и подземное царство со змеями, и Мировые Воды, обитель рыбы. Изображение Великой Матери на вазе украшено шестью свастиками, это обереги на счастье (Свастье). Справа и слева всю композицию замыкают вертикально извивающиеся змеи, символы подземного царства.
Великая Мать - змееногая богиня скифов. Курган Куль-Оба (Керчь)
Великая Мать — змееногая богиня скифов — Апи. Курган Куль-Оба (Керчь)
Изображение языческой богини Матери, держащей в поднятых руках змей и диких зверей мы находим на многочисленных золотых бляшках во всех скифских курганах, а также в элементах традиционной древнерусской вышивки на одежде и ритуальных славянских рушниках.
api-1600-do-n-e-knosskij-dv-fayans-boginya-so-zmeyami
Имя скифской змееногой богини — Апи мы находим во многих микенских надписях: Мар-А-пи = ma-ra-pi = мать-Апи; Апи+яко+ройо = a-pi-ja- ko-ro-jo = «Апи-яко-Рея». Богиня Рея в древнегреческой мифологии считается праматерью всех богов, и матерью верховного бога Зевса. Рея — верховная богиня древнегреческого пантеона (микен. О-ре-и = o-re-i = горы: orei -‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; О-ре-та = o-re-ta = oreta; (греч. Ορος — ‘гора’).
В микенском языке слово: а-ро-а = a-ro-a; а-ро-е = а-ro-е; а-ро-йо = a-ro-jo: Арий, арья, арийский — arioa, aries — превосходный, лучший, хороший; (греч. аристос — αριστος -‘превосходный, самый лучший’; айяфос — αγαθός -‘хороший’).
В микенском языке: Ма-те = ma-te : māter — ‘мать’. Мате-де = ma-te-de; Ма-те-ре = ma-te-re — матери. Матере теийя = matere teija = Ματήρ Θεία = ‘мать богов’; (греч. Матир — μάτηρ, μήτηρ- ‘мать’).
Сова - символ мудрости богини Афе - Афины
Сова — символ мудрости богини Афе — Афины
Богиню Апи скифы называли «змееногой богиней», Великой Матерью, в микенском языке есть надпись: «кара-Апи» — ka-ra-a-pi — «голова-Апи» (главная, верховная Апи)’; (греч. гом. краата -Κράατα- ‘головы’ от кара -κάρα — ‘голова’).
Имя скифской богини Апи с Этео-Критского («истинно-Критского», минойского) языка, на котором говорили народы Крита, населявшие остров в античную до-греческую эпоху Минойской цивилизации (2700—1400 гг. до н. э.), легко трансформировалось в древнегреческом языке в Афи или Афина.
Есть множество примеров замены звука «П» в греческом языке на «Ф», например: По-пу-ре-я = po-pu-re-ja — пурпурныйi; по-пу-рo = ро-ри-ro — ‘пурпурный (о тканях)’, (греч. Порфира — πορφύρα -‘пурпурная ткань’). Микенское слово «по-ти-пи = po-ti-pi» в греческом языке становится «портифи = portiphi» — ‘телица, тёлка’, (греч. портиз — Πόρτις — ‘телица, телка’).
api-afina-530-g-do-n-e
Древнегреческая богиня Афина Потинья ( микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица»), По-ти-ни-я = po-ti-ni-ja – господинья, госпожа, владычица : потния – potnija — ‘владычица’, (греч. Потния — πότνια — 1. ‘могущественная’; 2. ‘владычица, повелительница’). На скифском языке Гаспати – ghasspati — госпожа, хозяйка, господин, хозяин.
Афину изображали в окружении змей, она появилась в древнегреческом пантеоне богов, благодаря заимствованию из Минойской культуры с острова Крит той самой змееногой скифский богини АпиТаврской богини, атрибутами её были змеи, дикие звери и бычьи рога. На Крите в Кносском дворце царя Миноса мы находим множество свидетельств обожествления быка – Тавра. 
1-api-zmei-afina-promaxos-promater-v-shleme-siciliya-580-g-do-n-e
Апи-Афина — Промахос. Сицилия 580 г. до н.э.
Матере теийя = matere teija = Ματήρ Θεία = ‘мать богов’ в минойской религии была олицетворением вечно живой природы, земли и плодородия.api-minojskaya-boginya-krylataya-7-v-do-n-e-rodos-kamiros Силы природы воплощались в образе женщины-Матери, прародительницы, покровительницы плодородия, урожая, повелительницы всего животного и растительного мира, домашнего хозяйства, подземного мира, она была покровительницей городов и поселений.
Великая Богиня Мать на Крите изображалась и в виде пчелиной матки (лат. Апи — apium — пчела), хранительнице всего пчелиного роя, или иносказательно, всего рода человеческого.
Великую Богиню Мать в Крито-Микенской цивилизации называли По-ти-ни-я = po-ti-ni-ja – госпожа, владычица: потния – potnija — ‘владычица’, (греч. Потния — πότνια — 1. ‘могущественная’; 2. ‘владычица, повелительница’), и величали «Пречистая мать-пчела», её жрецы получили название «Мелисса» — «пчела».

В древнегреческих мифах, в гомеровскую эпоху существовал гимн Аполлону в котором сообщалось о том, что свой дар пророчества Аполлон получил от пчелиной матки (лат. Апи — apium — пчела). В эллинистическую эпоху «Пречистую Мать-пчелу» представляли в виде Триады. Крито-микенские толосы (курганные погребения) строили в виде пчелиных сот.
velikaya-mat-bogov
Крылатая скифская змееногая богиня Апи
Минойская золотая подвеска в виде двух пчёл
Минойская золотая подвеска в виде двух пчёл. Крит. 4 век до н.э.
freska-zhen-minoan_adorants_fresco_art_closeup
Английский археолог Артур Эванс, изучая открытые им произведения критского искусства, пришёл к выводу, что женщины в минойском обществе занимали особое, привилегированное положение. На эту мысль его натолкнули, поражающие воображение своей живой экспрессией, изображения придворных дам на миниатюрных фресках Кносского дворца. Подобной свободы женщин вы не найдёте в искусстве стран древнего Востока, и среди художественных шедевров классической Греции.
freska-zhen-minoan_women_ladies_in_blue_fresco_art
На фресках дворцов Крита женщина изображена не в замкнутом пространстве дворцового гарема, как на египетских стенных росписях, а под открытым небом, в толпе, среди участников празднества, оживленно переговаривающихся и жестикулирующих. Необычна и удивительна свобода и раскованность поведения женщин Крита, их поведение совершенно не характерно для древнего Востока, а скорее созвучно свободолюбивому характеру скифских амазонок.
fres-zhenshh
Женщины-жрицы на дворцовых фресках Крита, восседающие на почётном ложе по обе стороны от святилища Великой богине-матери. Молодые женщины стоят на лестничных ступенях в проходах, но среди них нет ни одного мужчины. Длинные ряды мужских голов, лица которых раскрашены красной охрой, согласно принятому в минойском искусстве канону, виднеются на заднем плане, заполняя места для публики.
zhen-akrotiri_xeste3_detail3На другой фреске изображён ритуальный танец жриц в священной роще, мы видим большую толпу зрителей, наблюдающих за этой красочной церемонией. И здесь женщины расположились в центре, заняв самые лучшие, почётные места, в то время как мужчины, почтительно соблюдая дистанцию, толпятся у них за спиной и по сторонам.freska-zhenshh-i-lotosВ науке давно уже признано, что сцены подобного рода изображают не просто увеселения для народа наподобие современных театральных или спортивных представлений, но важные религиозные обряды, вероятно, входившие в программу календарных празднеств в честь главных божеств минойского пантеона. Следовательно, то, что мы видим на фресках, нельзя расценивать как отражение всего лишь определенного поведенческого стереотипа или придворного этикета, следуя которому минойцы — мужчины должны были оказывать знаки внимания своим «дамам» как представительницам слабого и одновременно «прекрасного пола».
freska-zhenshh-zhricy-minoicaГораздо более вероятно, что женщина пользовалась в минойском обществе особым почётом и уважением, как существо, по самой своей природе тесно связанное с сакральной сферой бытия, можно даже сказать, целиком принадлежащее этой сфере и в силу этого способное выполнять функции посредника между миром людей и миром богов. Не случайно в многочисленных сценах ритуального характера, запечатленных в критской фресковой живописи и в глиптике, женщины — это жрицы или богини, провести сколько-нибудь четкую грань между теми и другими удается далеко не всегда, как правило, и ведут себя намного более активно, чем мужчины.freska-zhertvoprНа долю мужчин обычно достаются лишь второстепенные, служебные функции. Характерно также, что в тех случаях, когда мужчины вместе с женщинами участвуют в одной и той же культовой церемонии, как, например, на «фреске походного стула» из Кносса или в сценах заупокойного ритуала на саркофаге из Айа Триады, они оказываются облаченными в одежду скорее женского покроя — нечто вроде длинных халатов, чем мужской одежды.
freska-zhertv-processiya-knoss Женщины занимали здесь все наиболее важные, командные позиции. Само собой разумеется, что только из их числа могли избираться жрицы Великой богини и других женских божеств. А поскольку именно «Великая богиня» в её многообразных воплощениях была центральной, несомненно, главенствующей фигурой минойского пантеона, постольку и её служительницы должны были пользоваться исключительным влиянием и могуществом, вероятно, распространявшимся далеко за пределы сферы собственно культовой деятельности.
freska-zhertvoprinosh-grifon-v-kolesnice-na-sarkofageВ плане чисто психологическом эта ситуация, очевидно, может быть объяснена следующим образом. Испытывая благоговейный ужас перед землей, которой они поклонялись в образе великого женского божества — дарительницы жизни и в то же время её губительницы, какую-то часть этого смешанного со страхом трепетного почитания минойцы переносили на женщин — своих матерей, сестер и жён. Самой природой женщины были поставлены в положение своего рода «полномочных представительниц» Великой богини и всего возглавляемого ею сонма женских божеств. Минойское общество видело в женщинах  смертных представительниц Великой богини.
freska-zhen-mycenaean-fresco-from-mycenae-1250-1180-bce Женщина в минойской цивилизации была частицы той благодетельной и одновременно смертельно опасной, враждебной человеку силы, присутствие которой минойцы постоянно ощущали в своей повседневной жизни. Рядом с загадочной женщиной, приобщенной к грозным и непостижимым силам самой природы, мужчина минойского общества должен был особенно остро и болезненно осознавать свою слабость.
freska-rybakПо-видимому, этот врожденный или, может быть, приобретенный в процессе воспитания комплекс неполноценности уже сам по себе ставил мужчину в зависимость от женщины, превращая его как бы в большого ребенка, всю жизнь остающегося на попечении и под присмотром заботливых, но строгих мамушек, нянюшек, бабушек.
ris-nestor-palace-megaron
Представления о некой неполноценности мужского пола и его зависимости от женского начала, доминирующего в жизни природы и общества, нашли своё воплощение в образе умирающего и воскресающего юного бога — избранника Великой богини. Проявления этого минойского культа дошли до нас в позднейших греческих мифах о критском Зевсе, вскормлённом козой Амалфеей в пещере Крита, и о Дионисе — Загрее (др.-греч. Ζαγρεύς), убитом, растерзанном и съеденном титанами.
freska-zhen-yun-knossРазумеется, как и в любом другом древнем обществе, мужчины на Крите всегда оставались наиболее активной и предприимчивой частью социума. От их целенаправленной деятельности в первую очередь зависел прогресс минойской цивилизации в первые века II тыс. до н.э. Именно, мужчины предпринимали далекие морские экспедиции к берегам Сирии и Египта, проектировали и строили дворцовые комплексы, непрерывно экспериментировали, разрабатывая новые, более совершенные технологии в металлургии и других отраслях ремесленного производства.
freska-zhenshh-minojskaya
Вне всякого сомнения, мужчинами Крита были созданы все наиболее известные шедевры минойского искусства, с благословения женщин. Именно женщины, оставаясь всё время у своих очагов, держали в своих руках наиболее важную, с точки зрения самих минойцев, часть системы их жизнеобеспечения — контакты с потусторонним миром и с населяющими его бесчисленными божествами и духами. Именно, женщины были тем неподвижным центром, вокруг которого вращался и к которому неизменно тяготел весь микрокосм минойского общества.freska-zhen-mycenaean_woman
knossos-byk
Австрийский специалист по древней истории Фриц Шахермайр отмечал особую любовь минойских архитекторов, скульпторов, художников к ярким, иногда даже несколько пестрым тонам в настенной и вазовой живописи. Об их чисто женском восприятии окружающего, столь ясно выраженном в сценах из жизни природы, особенно в изображениях самок различных животных с детенышами, об особом настроении праздничности, буквально пронизывающем все наиболее известные произведения классического критского искусства и царящем даже в сценах заупокойного культа на саркофаге из Айа Триады. Конечно, каждый из этих характерных штрихов в отдельности может найти свое особое объяснение и в каких-то иных глубинных свойствах минойского духа и минойской культуры. Тем не менее, взятые в совокупности они почти неизбежно приводят нас к мысли о том, что присущая этой культуре система ценностей была ориентирована в значительной мере именно на женскую психику, женское восприятие мира.freska-muzh-s-liliyami-knossos_frise2Женственный или, скорее, андрогинный облик критских мужчин прекрасно гармонирует с их удивительным миролюбием, воспринимающимся как некая аномалия на общем фоне суровых реалий бронзового века. Если принимать всерьёз свидетельства дошедших до нас памятников изобразительного искусства, нам freski-zhen-zhrica-processiyaнеизбежно придётся признать, что демонстрация религиозного благочестия, то есть участие во всевозможных обрядах и церемониях, занимала в жизни мужчин несравненно более важное место, чем война и охота — подлинно мужские занятия. На самом Крите сюжеты такого рода, если не принимать во внимание некоторые достаточно проблематичные реконструкции Артура Эванса, остаются практически неизвестными вплоть до очень позднего времени.
freska-muzhchinyИтак, есть основания полагать, что природная мужская агрессивность, драчливость и любовь к авантюрам в минойском обществе искусственно сдерживались. Во всяком случае, их демонстративные проявления не поощрялись. Существовали лишь две возможности демонстрации удали и молодечества, видимо, не осуждавшиеся, а напротив, поощрявшиеся общественным мнением.
freska-kozy-boksТаковыми могут считаться кулачные бои и так называемые тавромахии — «игры с быками». Оба эти сюжета весьма популярны на Крите и на всей территории, охваченной влиянием минойской цивилизации, изображения атлетических состязаний, видимо, заключали в себе некий не вполне доступный нашему пониманию «сакрально-магический подтекст ритуальных действий в самых важных религиозных празднествах годичного цикла.
byk-knossos_bullСцены тавромахии, достаточно хорошо представлены почти во всех основных жанрах минойского искусства: и во фресковой живописи, и в скульптуре, и в глиптике. Насколько позволяют судить эти изображения, игры с быками в минойской цивилизации были сопряжены со смертельным риском для их участников и едва ли обходились без серьезных человеческих жертв. Вполне вероятно, что их конечной целью было умилостивление божества, которому в процессе состязания предоставлялась возможность выбора угодной ему кровавой жертвы.
byk-heraklion-knossosТрагический исход тавромахии, как правило, остается скрытым от нас. Тема смерти если и присутствует в сценах тавромахии, то чаще всего лишь скрыто, неявно. И в этом, как нам думается, нашло свое выражение столь характерное для женственной психики минойцев стремление уйти от слишком мрачных и тяжёлых сторон действительности, сделав вид, что они вообще не существуют в природе.
byk-freska-tavrotapsiyaЭта тенденция тем более показательна, что женщины явно не хотели уступать пальму первенства представителям «сильного пола» даже и в этих своеобразных корридах, несомненно, требовавших от их участников огромной физической выносливости, силы, ловкости и отваги.
freska-tavrotapsiya-1На известной «фреске тореадора» из Кносского дворца, кроме мужчины-акробата, совершающего рискованный прыжок через быка, мы видим также двух девушек, одетых по мужской моде в короткие передники с туго стянутыми на талии поясами и легкие полусапожки. Одна из них ухватилась руками за направленные прямо на неё бычьи рога с явным намерением последовать за своим партнером, повторив тот же «смертельный номер». Другая девушка, похоже, уже приземлилась сзади от быка после удачно выполненного сальто и теперь в радостном возбуждении наблюдает за действиями своих товарищей по команде.byk-1600-g-do-n-e-byk-relefКносская фреска так же, как и некоторые другие росписи из той же серии, достаточно ясно показывает, что в минойской тавромахии женщины отнюдь не довольствовались исполнением второстепенных ролей ассистентов матадора, как в испанской корриде, но отважно вступали в смертельно опасную схватку с разъярённым животным наравне с мужчинами.
byk-freska-tavrokatapsiyaУже само по себе это свидетельствует о необычайно высоком, по понятиям почти всех древних народов, уровне социальной активности критских женщин, их чрезвычайной уверенности в себе и обострённом чувстве собственного достоинства. Однако было бы ошибкой полагать, что единственным стимулом, который заставлял их выходить на арену, было обычное честолюбие или жажда самоутверждения.1500-1450-do-n-e-posuda-v-form-byka
Игры с быками устраивались, как правило, на центральном дворе Кносского дворца, то есть в самом «сердце» этого огромного ритуального комплекса, что уже само по себе может свидетельствовать об их совершенно исключительной религиозной значимости.
Занимая одно из ключевых мест в традиционной обрядовой практике минойцев, тавромахия представляла собой своего рода священнодействие и женщины, как главные жрицы Великой Матери, не уступали мужчинам это важное средство общения с потусторонним миром. Если признать оправданным высказанное выше предположение о феминизации мужской половины минойского общества, то, пожалуй, не менее правомерной была бы и догадка о встречном процессу маскулинизации минойских женщин.byki-freska-bykiТе, кто признают историческую реальность «минойского матриархата», чаще всего склонны оценивать его, как явление скорее пережиточного характера — не до конца изжитое наследие эпохи «материнского права». Однако современная этнография уже давно пришла к выводу, что такой эпохи в истории человечества вообще не было, конечно, если вложить в понятие «материнское право» нечто большее, чем просто матрилинейный счёт родства или же матрилокальный брак.
byk-tavrСледовательно, объяснение этого загадочного феномена может дать только анализ той конкретной исторической ситуации, которая сложилась на Крите в период становления и расцвета минойской цивилизации, т.е. во второй половине III — первой половине II тыс. до н.э.
Появление первых дворцов и всего связанного с ними хозяйственного уклада, политических структур, идеологии и т.п. нередко воспринимается как некий мираж, внезапно возникший на вытянутом в длину гористом и лесистом острове Крит. Это впечатление, отчасти, вызванно крайней неполнотой археологической картины периода генезиса минойской государственности, всё же нельзя признать абсолютно беспочвенным.
1500-1450g-do-n-e-vasiliki-vasilikioctopus_vase
За сравнительно короткий по масштабам истории древнего мира срок, за одно-два столетия, на Крите появились минойская дворцовая цивилизация. Важнейшие элементы дворцовой цивилизации — монументальная архитектура, развитая индустрия бронзы, керамика, изготовленная с помощью быстро вращающегося гончарного круга и расписанная в поражающем своей насыщенной красочностью посуда в стиле Камарес, возникло сначала иероглифическое, а затем и слоговое минойское письмо.
pism-krita-lin-aВнезапность этого скачка в новое качество кажется тем более очевидной, что до самого конца эпохи ранней бронзы, то есть, до начала периода «старых дворцов» Крит оставался одной из самых отсталых культурных провинций Эгейского мира. В особенности, если сравнивать Крит с такими районами, как Пелопоннес или Троада, где уже во второй половине III тысячелетия до н.э. возникли простейшие своеобразные культурные модели, системы и начали формироваться ранние дворцовые государства.
Эта замедленность развития минойского общества, очевидно, ещё более усугубленная его длительной изоляцией от внешнего мира, имела своим результатом явно преувеличенные формы родоплеменной организации, которые возникли на Крите уже в хронологических рамках эпохи ранней бронзы, а в некоторых местах продолжали существовать ещё и в течение периода «старых дворцов».
treasury-of-atreus-in-mycenae
Курган Атрея в Микенах. Крито-Микенская цивилизация
О родоплеменной организации на Крите напоминают широко практиковавшиеся на острове массовые курганные, как у скифов, захоронения в больших усыпальницах —«толосах» в южной и центральной части Крита, и «оссуариев»- на Востоке Крита.
С учетом всех этих особенностей исторического пути, пройденного минойской цивилизацией Крита в эпоху бронзы, становится более или менее понятной и природа того парадоксального явления, которое мы условно называем «минойским матриархатом». Видимо, это была своего рода защитная реакция глубоко архаичной системы на слишком быстрый для неё и, видимо, недостаточно подготовленный её предшествующим существованием переход от первобытнообщинного строя к классам и государству.
atrej-minojskij-car-atreas-1350-do-n-eЭту потребность защиты архаичной системы устройства общества могли ещё более обострить и усилить стихийные катаклизмы наподобие великого землетрясения рубежа XVIII-XVII вв. до н.э., обратившего в развалины чуть ли не все дворцы и поселения Крита. Природные катаклизмы обращали вспять, к своим истокам, и без того уже травмированное этническое сознание минойцев, вынуждали его к отказу от сомнительного и опасного будущего во имя надежного, не раз проверенного прошлого.
api-krit-1800-1700-bc
Великая богиня Мать — 1800 — 1700 г.г. до н.э. Крит.
В этой обстановке женщины, как более консервативная и традиционно мыслящая часть социума, очевидно, и смогли выдвинуться на первый план общественной жизни. Привязанные к своим домашним очагам и детям, да и чисто физиологически ограниченные в своей самодеятельности, женщины пользовались огромным авторитетом, как главные хранительницы культов хтонических (Хтония – Богиня Земли) божеств, относящихся к земле и подземному миру, которые, по понятиям древних, несли основную ответственность за землетрясения и другие стихийные бедствия. Это давало возможность женщинам контролировать поведение своих мужей и братьев, сдерживать их чрезмерный азарт, жажду нового и склонность к авантюрам и тем самым тормозить слишком быстрое движение общества по пути исторического прогресса.
api-kozy-rozh-podveskaИначе говоря, если понимать нравственность и не агрессивность минойского общества, как историческую ущербность Минойской цивилизации, которая сложилась, как  следствие сознательно культивируемой в обществе инфантильности мужчин, творчески активной части социума. Впрочем, едва ли стоит порицать за это минойских женщин, ведь именно их мудрой опеке над представителями противоположного пола обязаны мы тем, что созданная ими культура стала едва ли не самым прекрасным из побегов на древе истории древнего Средиземноморья.

api-bogi

axill-ubivaet-penthesilea-450-g-don-e
«Греческое чудо». Но что чудесного совершил «этот полудикий рабовладельческий народец, очень хорошо изображавший наготу человеческого тела и строивший приятные на вид здания», как сказал однажды о греках не без оттенка иронии Лев Толстой?
Древнегреческие мифы о богах и героях производят впечатление незатейливых детских сказок. Да и сами греки охотно признавали себя всего лишь неразумными детьми рядом с египтянами и вавилонянами и благоговейно склонялись перед величием и тысячелетней мудростью народов Востока».
На общем фоне истории Древнего мира греческая цивилизация воспринимается как нечто и в самом деле необыкновенное, как некое чудо неповторимое, уникальное явление, нигде и никогда более не встречающееся в истории человечества. Все древневосточные цивилизации однотипны и в общих  чертах и особенностях повторяют друг друга. Одна лишь греческая цивилизация ни на кого не похожа и никого не повторяет.
Древнегреческая Прамахос - "Праматерь", или Великая богиня
Древнегреческая крылатая Прамахос — «Праматерь», или Великая богиня
Древнегреческая цивилизация — исключительное явление на общем фоне истории Древнего мира.
Отметим самые характерные особенности Древнегреческой цивилизации, резко выделяющие её среди других цивилизаций. Поражает исключительный динамизм греческой цивилизации в сравнении с её соседями на востоке и на западе, явно ускоренные темпы её исторического развития. Пять или шесть столетий, составляющие период самой активной жизнедеятельности Греции с середины VIII века до н. э., до середины II века до н. э.,  остались в памяти человечества как непрерывное извержение творческой энергии.
За этот не продолжительный, совсем короткий исторический срок, греки успели сделать так много, как ни один другой народ не сделал за всю свою историю. За  три столетия (VIII—VI века до н. э.) греки совершили поистине грандиозный скачок из варварства в цивилизацию, от первобытной сельской общины к государству-полису, от господства родовой знати к демократии, от натурального хозяйства к высокоразвитой товарно-денежной экономике.vino-zhertvoprinosh-480-g-do-n-e
Темпы культурного развития греческого общества не находят аналогий в истории древнего человечества. За короткое время греки сделали множество удивительных открытий во всех областях интеллектуального и художественного творчества.  За 400-500 лет был пройден огромный путь от религиозно-мифологического мышления, отягощенного множеством первобытных суеверий и предрассудков, к философии и науке и создании интеллектуальных  школ и направлений.
В сфере словесного творчества греки перешли от чисто фольклорных форм мифологии и героического эпоса к настоящей литературе, эпической, лирической и драматической поэзии, историографии, философскому диалогу, роману.
Арес - древнегреческий бог войны
Арес — древнегреческий бог войны
В сфере изобразительного искусства греки перешли от примитивных орнаментальных росписей ваз геометрического стиля и бронзовых и терракотовых статуэток греки перешли к никем ещё не превзойденному пластическому совершенству классической и эллинистической скульптуры и живописи.
Везде и во всём древние греки были первооткрывателями, первопроходцами и вместе с тем учителями и наставниками, которым с благодарностью внимали многие поколения учёных, философов, политиков, писателей и художников в другие времена и в других странах. Древние греки создали первые труды по математике, медицине, астрономии, логике, первые философские системы, первые историки и географы, первые театры, стадионы, музеи и многое, многое другое.
Древние  греки не просто сильно опередили в своем культурном развитии другие народы Древнего мира: египтян, вавилонян, финикийцев, но создали совершенно новый тип цивилизации, качественно отличающийся от всех других Цивилизаций этой эпохи.
Богиня Афродита, скульптор Прокситель
Богиня Афродита, скульптор Прокситель
Греческая цивилизация была в полном смысле слова универсальной. Впервые в истории человечества Греческая цивилизация создала условия для свободного и всестороннего раскрытия всех физических и духовных возможностей, заложенных природой в каждой отдельно взятой человеческой личности. Гражданин греческого полиса мог выступать в нескольких ролях одновременно, чередуя занятия торговлей, сельским хозяйством, политикой или военным делом с атлетическими упражнениями, пением и игрой на музыкальных инструментах, участием в философских диспутах, поэтому все виды социальной и духовной активности развивались в Греции равномерно, обогащая общий фонд греческой культуры.
Среди цивилизаций Древнего мира греческая цивилизация была первой и единственной, жизнеспособность которой ориентировалась на человека, на самоценную и само- достаточную человеческую личность, ставя личность человека в центр мироздания.
afrodita-rims-kopiya-grech-3-v-do-n-e
Богиня Афродита, 3 век до н.э. (римская копия)
Греческий гуманизм или антропоцентризм, несмотря на рабовладельческий строй государства, кровавые, опустошительные войны, и попрание элементарных прав человека, и жестокую эксплуатацию человека человеком в форме рабства, позволил гражданину Греции осознать себя свободным человеком и уникальной личностью. Уровень личной свободы, которой пользовались граждане греческих полисов, оказался недостижимым для всех прочих народов древности.
В Греции мы, не находим столь характерного для стран Востока тотального подавления интересов личности ради «высших интересов» государства, воплощенного в фигуре самодержавного деспота. Редкое исключение — Спарта с её казарменным строем. Древнегреческое государство не вмешивалось в частную жизнь граждан с той бесцеремонностью и безразличием к конкретной человеческой судьбе, которым отличались все политические режимы Древнего Востока от египетской деспотии до иудейской теократии.
v-afinax
В древнегреческом государстве не было «духовной цензуры», не было всепроникающего контроля жрецов за настроениями и поведением каждого отдельно взятого человека. Не отвергая существования разного рода сверхъестественных сил и богов и обращаясь к ним за помощью, древние греки старались смотреть на окружающий их мир с точки зрения здравого смысла, оценивая его рационально, прямо и трезво, по законам элементарной логики.
Греческая мифология отличалась чрезвычайным богатством, силой и свежестью религиозно-поэтических фантазий, воплощенных в многочисленные произведения искусства и литературы на мифологические сюжеты. За порождения этой фантазии древних греков не преследовали, не вмешивались в их жизнь, творчество, дела и поступки. В сознании древних греков граница, отделяющая нормальную человеческую жизнь от мифических фантазий, была гораздо более четко и ясно определена, чем в сознании других древних народов.
Древнегреческое общество было обществом открытого типа, оно ориентировалось на широкие контакты с внешним миром с целью обмена не только различными материальными ценностями, но и всевозможной полезной информацией.
Египтян, вавилонян, ассирийцев и другие народы Востока соседние страны интересовали либо как очаги военной опасности и потенциальной агрессии, либо, наоборот, как «ничьи земли», пригодные для грабежа и захвата жизненного пространства, как источники дефицитных видов сырья или эксплуатации дешевой рабочей силы.
Аполлон на крылатом грифоне летит в Гиперборею
Аполлон на крылатом грифоне летит в Гиперборею
Сметливые и практичные греки, приглядываясь к странам, заселённым «варварами» — людьми, говорившими на разных языках, непохожих на их собственный мир, интересовались природой варварских стран, нравами и обычаями населявших их племен, религией и архитектурой. Интерес древних греков к варварам не был чисто потребительским и не сводился к простому учёту возможностей присвоения чужой земли, чужих людей, чужого имущества, как у древневосточных государств. В интересе греков был ярко выраженный элемент любознательности и желания постичь чужую культуру, перенять из неё все наиболее ценное и полезное. При этом древние греки никогда не копировали слепо всё то, что им приглянулось в чужих землях, а старались это чужое приспособить к своим особым потребностям, склонностям и вкусам, сделать заимствованное органической частью своей собственной культуры.

ИСТОЧНИК: http://ru-sled.ru/drevnegrecheskaya-civilizaciya-eto-chudo/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.