ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, ДОРОГОЙ ПОСЕТИТЕЛЬ! НАДЕЮСЬ,ЭТИ МАТЕРИАЛЫ ПОМОГУТ ТЕБЕ В УЧЕБЕ ИЛИ ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. УДАЧИ!

вторник, 13 октября 2015 г.

ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ


Перед Вами том I «Энциклопедии для детей». Слово «энциклопедия» Вам, вероятно, уже встречалось в заглавиях других изданий. Оно восходит к древнегреческому выражению «enky'klios paide'ia», кото¬рое можно перевести как «сумма», «круг общих знаний» или «знаний обо всём». В середине XVIII в. во Франции группа учёных во главе с Дени Дидро и Жаном Д'Аламбером начала издавать «Энциклопедию или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел». За время с 1751 по 1780 г. было выпущено 35 томов, из которых 17 основных включали около 600 статей, а остальные — иллюстрации и примечания. Среди авторов издания были учёные и писатели, объединившиеся в стремлении познакомить читателей с теми знаниями, которые содействовали бы общественному прогрессу. Ныне во многих странах мира издаются энциклопедии, разнообразные по своей тематике, объёму, периодичности выхода в свет.
Например, «Британская энциклопедия», или «Британика», тома которой выходят в свет уже более ста лет. В СССР с 1926 г. издавалась Большая советская энциклопедия, выдержавшая несколько изданий. Необходимость издания новых, переиздания ранее выпущенных энциклопедий обусловлена стремительным ростом научных знаний, их расширением и углублением. Том I «Энциклопедии для детей», а она будет состоять из 15 томов, посвящён истории зарубежных стран. Истории России отводится отдельный том. Заканчивается XX столетие. Оно было необычайно насыщено событиями, многие из которых по своему значению не имеют аналогов в прошлом человечества и в значительной мере определяют его будущее. Небывалыми темпами развивается научно-техническая революция. Произошёл прорыв в совершенно новые сферы науки, открывшей перед человеком колоссальные возможности и поставившей перед ним неизведанные проблемы. Можно назвать две из них. Первая — сохранение жизни на Земле. Проникновение в тайны ядерной энергии предполагает реальную возможность получения практически беспредельных ресурсов энергии, а это — путь к изобилию, но одновременно возникла угроза самоуничтожения с помощью гигантских арсеналов ядерного оружия. Другая проблема, отчасти связанная с первой, заключается в том, что надо, наконец, разобраться в своём прошлом, оценить былое, которое, казалось бы, ушло навсегда, а на деле оставило свой глубокий след в настоящем и во многом определяет и день завтрашний. Основным помощником в решении этой проблемы и должна стать наука, именуемая историей. Термин «история» появился в русском языке сравнительно недавно, во времена петровские, будучи заимствованным из языков европейских. Первоначально даже сохранялось звучание исчезнувшей впоследствии первой буквы исконно греческого слова «historia». В России и писали «гиштория». В греческом языке слово «historia» означало «рассказ о прошлом», «об узнанном».
Однако со временем слово это получило множество смысловых оттенков. Ныне словом «история» мы обозначаем не только рассказ о прошлом, науку, изучающую прошлое, но и вообще само последовательное развитие, изменение действительности. Однако, несмотря на свою «завершённость», былое никогда не являлось безразличным ни для отдельного человека, ни для народа, ни для человечества в целом. Поэтому мы всегда стремимся «проникнуть мыслию» в прошлое, познать его. Недаром таким почётом и уважением пользовались в народе сказители былин, различные хранители старины и мудрости, носители и передатчики сведений и знаний — те, кого современным языком можно было бы назвать единственными в прошлом «ретрансляторами информации». Итак, история — это сам путь, проделанный человечеством, и сведения, знания об этом пути. Путь этот был очень долог, сложен, мучителен. Для познания прошлого служит целый комплекс исторических наук. Среди них всеобщая история и истории отдельных стран и народов, история науки, техники, культуры, искусства, языка, археология, этнография, политология, хронология. Они в свою очередь опираются на данные других наук, даже если на первый взгляд эти науки непосредственного отношения к истории человечества не имеют. Путь, пройденный человечеством, пролегал в определённом пространстве и занял определённое время. До наступления исторических эпох, оставивших письменные источники — летописи, дневники, письма, — важнейшими свидетельствами «мест действия» являются археологические материалы, полученные при раскопках поселений и городов, сохранившиеся орудия труда и утварь, костные останки, рисунки на скалах, монеты и т. д. Однако определить время их возникновения бывает очень трудно. Даже в том случае, если по слоям береговых отложений, сохранивших следы смены времён года, или по годовым кольцам деревьев можно узнать продолжительность существования интересующего нас объекта, его абсолютный возраст установить бывает затруднительно. Столь же неопределённой до недавнего времени была и длительность существования самого человечества. Убедительно ответить на этот вопрос наука получила возможность лишь в результате проникновения в тайны микромира, т. е. лишь в XX столетии. Изучение свойств микромира позволило установить, что около 4,5 млрд. лет назад из громадного газопылевого космического облака образовалась наша планета, вобравшая в себя все химические элементы этого облака, в том числе первичный свинец, уран и торий. Сравнительно скоро, менее чем через 1 млрд. лет, на остывшей Земле начинает зарождаться жизнь, но прошло много времени, прежде чем появился человек. Говоря об этом событии, нельзя обойти вниманием ещё одно открытие середины XX столетия. К нему упорно шли учёные разных стран, стремясь проникнуть в тайны самой жизни, в удивительный мир носителя её — клетки, в механизм наследственности, без понимания которого нельзя постичь и саму жизнь. В 1953 г. американским биохимиком Уотсоном и английским биофизиком и генетиком Криком была предложена экспериментально обоснованная структура того механизма клетки, который является носителем, «копировальщиком» и передатчиком — репликатором — черт наследственности. Сейчас это всемирно известная структура, носящая название «двойной спирали ДНК» (ДНК — сокращение слов «дезоксирибонуклеиновая кислота»). Этот важный шаг генетики дал возможность убедительно реконструировать и научно обосновать события, отстоящие от нас на миллионы лет и положившие начало  истории человечества, а также, используя новейшие данные других наук, нарисовать гипотетическую картину обстоятельств — времени, места, основных причин — возникновения человека. Местом действия была северо-восточная Африка, территория теперешних Эфиопии, Кении, Танзании, где с севера на юг проходит грандиозный разлом земной коры — Великий Африканский рифт, образовавшийся в промежутке времени между 15 и 5 млн. лет назад. Возникшая здесь высокая вулканическая и тектоническая активность привела тогда к широкому обнажению урановых руд и к значительному повышению естественной радиоактивности. У предков нынешних обезьян, обильно населявших тогда эту территорию, стали появляться потомки с врождёнными дефектами: с меньшей физической силой, с увеличенным черепом, лишённым мощных клыков. И этот наш предок не смог бы выжить, если бы не нашёл замену тому, что у него отобрала радиация. Замена была найдена: систематическое изготовление и использование каменных орудий освободившимися в результате прямохождения руками и активная взаимопомощь — зародыши общественных связей. Пере¬ход к первичным формам труда занял около 2 млн. лет, но он спас предка человека от гибели. Хочется отдать должное супругам Лики, Луису и Мери-Николь, и их сыну Ричарду, сделавшим сенсационные находки стоянок древнейшего человека северо-восточной Африки. Именно они в 50— 60-е гг. нашего столетия, а вслед за ними свыше 150 археологических экспедиций в этом районе, подтвердившие правильность их выводов, сделали принципиально новый важный шаг в изучении прошлого человечества, открыв его прародину. Человечество возникло благодаря исключительному стечению обстоятельств в одном очаге и уже позже, пройдя колоссально длинный путь под воздействием новых природных условий в местах расселения, приобрело расовые отличия, как бы разделившись на отдельные самостоятельные ветви. Очень советуем познакомиться с книгой нашего видного археолога Г.Н. Матюшина «3 миллиона лет до н. э.» (Москва, «Просвещение», 1986 г.). Основные данные нашего рассказа о первых шагах человека взяты из неё. Однако надо помнить, что никогда путь человечества не был лёгким, радостным и безоблачным. Многочисленные легенды и мифы о «золотом веке» были лишь своеобразным выражением всегда свойственной людям мечты о счастливой, свободной от всевозможных опасностей, лишений и страданий жизни. История, настойчиво стирающая одно за другим «белые пятна» нашего прошлого, убедительно показывает, что путь человечества — непрерывный поступательный процесс, неодолимое, настойчивое движение вперёд, путь совершенствования орудий труда, средств борьбы с низкими температурами и стихийными бедствиями. Это была постоянная напряжённая борьба, и лишь только она ослабевала в одном из звеньев, это звено обрекалось на гибель. Но в общем историческом процессе человек всегда побеждал. Каким же образом можно «воскресить» прошлое, сделать его доступным нашему восприятию, нашему пониманию? Историк должен установить для этого, когда и где произошло достойное нашего внимания событие, в чём его сущность, какие причины привели к его появлению и какие последствия оно имело. Вопрос «когда?» очень существен. Если для огромного «доисторического» периода достаточно было оперировать миллионами, сотнями и десятками тысяч лет, то для собственно истории, для эпох (а слово «эпоха» буквально значит «остановка» в развитии природы или общества, имеющая какие-либо отличительные особенности) развитых цивилизаций нужны уже другие масштабы. Переход к земледелию и скотоводству заставил человека искать такие ориентиры, которые указывали бы ему на необходимость подготовки к севу, к перегону скота на зимние пастбища, заготовки топлива и кормов и т.д. Сама природа дала человеку три постоянно повторяющихся временных цикла, в пределах которых протекает, особенно в умеренном климате, весь круг хозяйственной деятельности. Естественно, при-чины, вызывающие эту цикличность, очень долго были человеку неведомы, он довольствовался мифическими их объяснениями, но сама цикличность была отмечена и использована для исчисления времени уже в глубокой древности. Это цикличность, вызванная вращением Земли вокруг своей оси (смена дня и ночи, сутки), движением луны вокруг Земли (месяц) и годовым движением Земли вокруг Солнца. На этой основе разные народы создали системы исчисления времени (календари). Каждый календарь должен иметь «точку отсчёта», «начальную дату», которую стали называть словом «эра». Одной из древнейших эр, счёт лет которой вёлся с исторического события, была введённая греческим учёным Клавдием Птоломеем (около 87—165 гг. н. э.) эра Набонассара — древневавилонского царя, занявшего престол в 747 г. до н. э. С 1032 г. эры Набонассара начиналась эра Диоклетиана — римского императора, приступив¬шего к правлению в 284 г. н. э. Это летоисчисление сохранилось до сих пор в церковных календарях египетских христиан — коптов — и у эфиопов. В 46 г. до н. э. римским императором Юлием Цезарем был введён календарь, составленный по его поручению александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Счёт времени по этому календарю, вошедшему в историю под названием юлианского, ведётся с 1 января 45 г. до н. э. После некоторых усовершенствований юлианский календарь оставался единственным и неизменным по всей Европе до конца XVI в., а в отдельных странах, в том числе и в России, до начала XX в. Римский монах Дионисий Малый предложил начать считать годы по юлианскому календарю, но первым годом отсчёта лет полагал год рождения Иисуса Христа. Сопоставляя сведения о жизни Христа, приводимые в Евангелиях и других книгах Нового Завета, он предложил считать, что это событие произошло 525 лет назад, то есть в 284 г. до эры Диоклетиана или в 753 г. «от основания Рима». Предложенный Дионисием новый отсчёт лет получил распространение не сразу. В X в. лишь в отдельных документах, исходивших от главы католической церкви, стали указывать год с пометкой «от Р.Х.», но с обязательным указанием и года «от сотворения мира» (которое якобы произошло за 5508 лет до начала н. э.). Последнее требование сохранилось и после середины XV в., когда на всех папских документах стали обязательно ставить дату «от Р.Х.». В России, согласно указу Петра I, изданному в 1699 г., «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» год 7209 «от сотворения мира» было приказано считать 1700 годом «от Рождества Христова». Так появилось понятие «христианская эра». Период оборота Земли вокруг своей оси для удобства исчисления времени суток произвольно делился на 24 часа, каждый час — на 60 минут, минута — на 60 секунд. Но, условившись считать, что год состоит из 365 суток, мы «забываем», что продолжительность его в действительности не равна 365 суткам, а составляет 365 суток 5 часов 48 минут и 45,9747 секунд. Конечно, тысячные доли секунды могут интересовать лишь скрупулёзных учёных, но даже если округлить длину года до пятого десятичного знака, то ошибка в одни сутки «набежит» только за 100 тысяч лет. Однако в юлианском календаре продолжительность года была установлена в 365 дней и 6 часов, а это больше истинной продолжительности года на 11 минут и 14 секунд. Такая ошибка уже весьма заметна: она даёт «сбой» на одни  сутки за каждые 128 лет. Постоянная точка зимнего «солнцеворота» (24 декабря) всё больше смещалась, отставая в календаре от истинного времени. Поэтому в эпоху Возрождения учёные снова взялись за уточнение календаря. Подготовительная работа велась более двух столетий, и, наконец, в 1582 г. Папа Григорий XIII специальным указом («папской буллой») ввёл уточнённый календарь, получивший название григорианского, или «нового стиля», значительно более точного: ошибка в одни сутки набирается по нему только за 3280 лет! Страны, где господствовал католицизм (Франция, Италия, Испания, Польша и др.), ввели новый стиль, сразу сдвинув счёт дней на 10 суток вперёд. В других странах новый стиль вводился значительно позже или не вводился совсем. В России переход на новый стиль был совершён в 1918 г., но Русская Православная церковь продолжает придерживаться «старого стиля», т.е. юлианского календаря, «отставая» теперь от астрономического времени на 13 суток. Историки, называя дату какого-либо события, вынуждены теперь нередко к словам «нашей эры» (н. э.) или «от Р.Х.» добавлять уточнение: «по старому» или «по новому» стилю. Отметим ещё одно важнейшее свойство времени — его необратимость, т.е. односторонность движения всего существующего: только из прошлого в будущее. Все рассуждения о возможности создания «машины времени», способной перенести нас назад в прошлое или вперёд в будущее, являются мечтами писателей-фантастов. Про-шедшее в той форме, в которой оно состоялось, никогда уже снова вернуться не может. Однако это вовсе не означает, что нет смысла знать это прошедшее, планировать своё настоящее и будущее. Наряду со временем для истории важно и то место, где именно совершаются исторические события. Приходится прибегать к уменьшенному в сотни, тысячи и миллионы раз изображению земной поверхности — картам. Степень уменьшения изображения на карте называется её масштабом (от немецкого «мерная палка»). Карты оказывают огромную помощь в восприятии исторических сведений, давая нашему воображению возможность как бы наглядно воссоздать в уменьшенном виде, например, поход Александра Македонского на Восток, морское сражение, произошедшее в 1805 г. у мыса Трафальгар. По мере развития цивилизаций все народы создавали свои системы мер, отталкиваясь, как правило, от естественных величин (длина человеческого шага, размах рук, ладонь, пядь). Поэтому существует огромное количество систем измерений. В 1960 г. была создана Международная система единиц (СИ), в основу которой положена метрическая система мер (другое название — «десятичная система мер»). Её исходные единицы — метр, секунда и килограмм. Если для исчисления времени необходимо иметь исходные даты, то и для определения места в пространстве необходимы начальные точки отсчёта. Ими являются условно нанесённые на земную поверхность линии — меридианы и параллели. Их пересечения определяют местоположение данного объекта на поверхности земного шара (его координаты), так же как в уменьшенном виде — на карте. Оперировать координатами особенно важно в условиях открытых морей и океанов, когда «привязать» себя к каким-либо фиксированным местам поверхности Земли нет возможности. Итак, мы знаем место и время свершения исторического события. Какими же источниками располагает учёный для суждения о самом событии, о его характере, породивших его причинах, его значении и последствиях? Источники эти чрезвычайно разнообразны. Чем ближе к нашему времени происходило событие, тем больше свидетельств о нём попадает в руки исследователей. Это уже и остатки жилищ, и орудия труда, и наскальные изображения сцен охоты и рыбной ловли, и, наконец, письменные источники. Наиболее ранние 9 из них носят название идеографических, когда письменный знак — условное изображение или рисунок — соответствовал целому слову. Таковы были древнеегипетская, древнешумерская, отчасти китайская письменности. Умение прочесть такое письмо давало огромные возможности обогащения исторической науки сведениями об оста¬вившем подобную письменность народе. Так, в 1799 г. близ Розетта (Египет) была обнаружена базальтовая плита с начертанными на ней текстами на трёх языках (один из них был греческий). Работа над этим «розеттским камнем» помогла французскому египтологу Шампольону (1790—1832) разработать основы дешифровки древнеегипетского иероглифического письма. Наконец, наступает время, когда история начинает уже находить систематическое и всестороннее отражение в письменных источниках самого разнообразного характера. Постоянно складываются традиции хранения всевозможных доку¬ментов, образуются их архивы, являющиеся в настоящее время важнейшим источником исторических сведений. Постепенно создаются библиотеки, играющие огромную роль в прогрессе исторической науки и являющиеся гордостью владеющих ими стран. И вот из земных пластов, из архивных папок, с библиотечных полок трудом историков извлекаются и строятся в свою временную последовательность трудовые свершения и войны, переселения народов, возникают из небытия их участники, составляя содержание исторического процесса. В чём же его смысл? Обнаружить его, понять, почему история идёт именно таким путём, — на эти вопросы по-разному пытались ответить мыслители прошлого. Например, в средневековье господствовало понимание хода истории как проявления воли Бога, как осуществления заранее предусмотренного божественного плана спасения человека. Понимание истории как пути человека в Царство Божие было подробно развито в V в. н. э. монахом Августином Блаженным. Люди, по Августину, — лишь актёры драмы, автором которой является Бог. Августин противопоставил «град земной», т.е. государственность, которая основана на «любви к себе, доведённой до презрения к Богу», — «граду Божию», т.е. духовной общности, основанной «на любви к Богу, доведённой до презрения к себе». Учение Августина оказало влияние на некоторые более поздние воззрения на историю. В борьбе с подобными представлениями в эпоху Возрождения складываются учения, стремящиеся вскрыть цели, движущие силы и смысл исторического процесса. Часто они продолжали считать силу, управляющую историей, внеисторической, стоящей над её событиями. В XIX в. Гегель заявил, что история — единственный закономерный процесс, в котором каждая эпоха — ступень в общем развитии человечества. Этот процесс — лишь бесконечное саморазвёртывание Высшего разума, Абсолютного духа. Учёные XX в. считают, что люди сами творят свою историю, будучи одновременно и актёрами исторической драмы, и её авторами. Но они подчиняются объективным условиям, строя свою деятельность на основе достижений предшествующих поколений, с использованием их опыта. И чем глубже осознаётся опыт прошедшего, тем плодотворнее движение вперёд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.